Виктор Вайпан о правоприменении новой редакции закона об НКО

Генеральный директор ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы» Виктор Вайпан принял участие в обсуждении актуальных вопросов о последствиях при участии россиян в деятельности иностранных НКО

Виктор Вайпан 29 августа выступил на заседании Комиссии Московского отделения Ассоциации юристов России по правовому обеспечению цифровой экономики, на котором эксперты обсудили вопросы, возникающие при правоприменении новой редакции закона «О некоммерческих организациях», а также Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. В дискуссии приняли участие представители Госдумы РФ, Минцифры России, профильных ассоциаций таких, как АПКИТ, РУССОФТ, АНО «Открытый код», АРПП «Отечественный софт», научного и юридического сообщества, включая представителей МГУ имени М.В.Ломоносова и НИУ ВШЭ, российских IT-компаний, задействованных в реализации международных проектов в сфере открытого и свободного программного обеспечения, в том числе VK, Яндекс, Postgres Professional, Astra Linux, Angie, Мой офис, 1С, и другие.

В конце июля Госдума РФ приняла поправки в закон ФЗ «О некоммерческих организациях», а в начале августа в КоАП РФ и УК РФ. Новая редакция закона разрешает россиянам участвовать в деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации только со дня регистрации ее структурного подразделения в России или включения сведений в соответствующий реестр сведений о филиале или представительстве иностранной НКО. Если граждане и компании участвуют в деятельности иностранной НКО без структурного подразделения на территории РФ или сведения о филиале или представительстве которой не включены в соответствующий реестр, то они могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Однако законодательство не определяет, что понимается под «участием в деятельности».

В своем выступлении Виктор Вайпан обратил внимание, что что согласно новой редакции статьи 30.1. ФЗ «Об НКО» физическим и юридическим лицам фактически запрещено участие в деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации, отделение которой не зарегистрировано на территории РФ и не внесено в Реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о филиале или представительстве иностранной НКО. А в законодательстве РФ теперь предусмотрена ответственность за участие в деятельности иностранной НКО без подразделения – административная и уголовная. Это может затронуть широкий круг российских преподавателей, ученых, врачей, журналистов, которые являются участниками множества международных неправительственных организаций, у которых нет структурных подразделений на территории РФ или сведения о которых не внесены в Реестр.

«Например, сотрудничество многих вузов с иностранными организациями в сфере образования и науки основано на различных межвузовских и факультетских соглашениях, меморандумах, протоколах и т.п. Преподаватели, ученые делают доклады в иностранных НКО, представляют свои научные статьи, взаимодействуют с ними. Часть таких иностранных партнеров может оказаться иностранным НКО без подразделения на территории РФ. Так, юрфак МГУ в 2017 году стал академическим членом Международной ассоциации юристов (IBA). IBA оказывает влияние на развитие права и формирует будущее юридической профессии по всему миру. Насколько мне известно у IBA нет структурного подразделения на территории РФ. Как быть? Ведь, что понимается под участием в деятельности иностранной НКО без подразделения – законом не расшифровывается. Может ли признаваться публикация российского ученого, находящегося на территории РФ, на сайте какого-либо иностранного НКО без подразделения, как участие в его деятельности? Может ли признаваться проведение совместных мероприятий с учеными из иностранных НКО без подразделений – участием в деятельности таких иностранных НКО?» – сказал Виктор Вайпан. По итогам заседания комиссия подготовит поправки для поддержки  отечественной  IT-индустрии в закон «О некоммерческих организациях», КоАП РФ и УК РФ. Поправки будут направлены на рассмотрение в Государственную Думу РФ и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.